Архитектурная подсветка армянского храма

Тема подсветки архитектурных объектов может возникнуть в контексте строительства армянского храма, поэтому публикую (с согласия собеседника) эту переписку с дизайнером по подсветке, обратившегося ко мне за консультацией:
____________________


____________________

Уважаемый Самвел! Я являюсь дизайнером группы компаний «Энерго Сберегающие Технологии» из города Краснодар. Одним из основных направлений деятельности фирмы является разработка проектов архитектурно-художественной подсветки зданий и сооружений с их дальнейшей реализацией. В настоящий момент мы занимаемся разработкой проекта подсветки комплекса зданий Армянской Апостольской церкви в Краснодаре. Учитывая специфику объекта, полученное решение должно быть не только красивым и современным, но и соответствующим традициям и культуре армянского народа, учитывающим существующие каноны. Поскольку Вы имеете большой опыт в храмовом зодчестве и знаете культурные особенности своей конфессии, я хотел бы обратиться к Вам с просьбой поделиться информацией о применении света и значении цветов в традиционной армянской (в том числе культовой) архитектуре. На что нам стоило бы обратить внимание при работе с объектом? Буду крайне признателен за помощь! С уважением, Арсений Морозов, ООО "ЭСТ"
____________________


Здравствуйте, Арсений. Подсветка зданий является делом относительно новым, а потому говорить о традициях тут вряд ли приходится. Традиции только-только закладываются. И как я могу судить, приемы подсветки храмов универсальные для всех конфессий. Вы можете как образцы использовать удачные примеры уже подсвечиваемых храмов, даже если они русские, грузинские, католические... Естественно, прежде всего должен быть подсвечен барабан купола, кресты и основные элементы корпуса здания. Но особое внимание нужно уделять арочным элементам. Чего не стоит делать, так это цветной подсветки. Только белый, но теплый свет. Так или иначе, проект должен быть выполнен если не самим архитектором храма, то профессиональным дизайнером, имеющим опыт такой работы. Он должен вложить в проект именно свое видение. При этом показать проект подсветки в 3 D визуализации архитектору, было бы уместно. С уважением, Самвел Макян
____________________

Самвел, спасибо за Ваш ответ! Сейчас как раз работаю над 3д моделью комплекса. На ней мы расставляем оцифрованные заводом модели светильников, дающие 95% сходство с реальными световыми потоками. Я согласен с Вами в том, что подсветка храма не должна быть многоцветной, однако есть идея применить дополнительный цвет, помимо белого, чтобы акцентировать некоторые декоративные детали фасада, такие как лепнина, или фрагменты барельефов. Таким образом можно функционально подчеркнуть работу как формообразующих элементов, так и декоративных акцентов, не смешивая их по смыслу. С уважением, Арсений Морозов, ООО "ЭСТ" 
____________________

Идея Ваша, Арсений, понятна, но я ее не поддерживаю. Единство по цвету всего здания, т.е. и основных форм и декоративных элементов - это то немногое, которое нужно принять как не обсуждаемую традицию Армянской церкви. Вы, конечно же, вольны сделать как хотите, но мое мнение таково. С уважением, Самвел Макян
____________________

 Я Вас понял. Будем работать в однотонном ключе. С уважением, Арсений Морозов, ООО "ЭСТ"