Осторожно! "Православное" этно-конфессиональное мракобесие

Многие армяне диаспоры искренне полагают, что являясь христианами, они являются единоверцами русским, которые едва ли не радоваться будут, что в их русском городе будет построена армянская церковь. Я знаю реальные примеры тому, как руководители армянских общин в России, в своем желании построить в их городе армянскую церковь, мечтали превратить ее в эдакий "Центр дружбы народов", куда приходили бы местные жители на всякие религиозные мероприятия, для укрепления духовного единства.

Однако, такое представление ошибочно, и общение с русскими по теме "единоверности двух народов" может обернуться для несведущего армянина диаспоры моральными издержками. Армяне, живя в России, рано или поздно к своему неприятному удивлению узнают, что они вовсе не единоверцы русским, но "нечестивые армянские еретики-монофизиты". И узнать об этом они могут как из частных бесед со своими русскими знакомыми, так и из информационных источников. Вот, пожалуй, наиболее красноречивый пример того, как русские могут относиться к постройке армянами своей церкви:

___________________________________________


21.08.2013

В Екатеринбурге построили монофизитскую «церковь»


Храм «армянской апостольской церкви» в городе Екатеринбурге — Сурб Карапет — откроется в октябре 2013 года. Точная дата, как рассказали «URA.Ru» служители религиозного заведения, сейчас согласовывается с верховными служителями этой ереси в Армении.

Первый камень псевдохристианского сооружения, вместимость которого рассчитана на 200 человек, и расположенного на Твеаритина, 54, был заложен еще в губернаторство Эдуарда Росселя, который лично курировал стройку.

Здание было достроено в 2006 году, однако открытие так и не состоялось. Сейчас в нем ведутся отделочные работы и постепенные приготовления к торжественной церемонии. В день ее открытия в город предполагается большой наплыв еретиков-монофизитов во главе с Католикосом всех армян Гарегином II.


___________________________________________


Можно бесконечно удивляться тому, как автору этой информационной заметки удалось в трех крохотных абзацах выдать такую кучу словесного непотреба об Армянской Апостольской Церкви. Но понять и принять нужно одну важную мысль - Армянская и Русские Церкви относятся к разным конфессиям, между которыми существуют многовековые недоразумения и нет т.н. "евахаристического общения". Собственно говоря, потому армяне (в отличие от единоверных русским грузин) и строят в диаспоре свои церкви, что не относятся к греко-православной или римо-католической конфессии. Они просто не могут быть участниками богослужений в РПЦ или РКЦ, при этом оставаясь верующими Армянской Церкви. Конфессиональное разделение в христианстве - это серьезная и болезненная тема. Однако, если в этом разделении ААЦ не проповедует конфессиональной нетерпимости (почему простые армяне и не знают об этой проблеме), то вот в РПЦ эта нетерпимость является едва ли не обязательным пунктом веры и практики.

Данная межконфессиональная проблема появилась не вчера, и даже не тогда, когда войска московского царя захватывая украинские и беларуские города Речи Посполитой, сжигали и топили в реках армян и евреев целыми поселениями. Эта проблема существует со времен Византии, от которой русские приняли веру. Византийцы считали, что истинной Церковью является только их имперская Церковь, а армяне, что ей не подчиняются и веруют не так, как это придумали греки, являются "еретиками" и "раскольниками". На тему "армянских ересей" в греко-православии существует множество мифов, которые были восприняты всеми, кто принял религию от Византии. Естественно, русские принимая веру от греков не могли выбирать, на что-то соглашаясь, а что-то отвергая. Что византийцы давали, то они и взяли. Впрочем, данный пост не имеет целью раскрытия всей истории взаимоотношений между армянами и греко-русской версией христианства. С этой религиозной темой желающий может познакомиться во всех подробностях тут - http://pmoac.blogspot.com/

Но меня могут спросить, мол, а как же церковные иерархи и видные политики встречаются на религиозных мероприятих? Как они публично чуть ль не целуются, клянутся в дружбе и братстве, говорят о единстве веры? Ответов тут два:
1. Политика, которая обязывает Россию и Армению придерживаться союзничества, используя для этого даже религию.
2. Частичный отход РПЦ от средневекового антиармянского этно-конфессионального мракобесия, зачатки стремления к христианскому единству.

И все же, говоря о "православном" этно-конфессиональном мракобесии, я не хотел бы нагнетать негатива. Религиозное мракобесие среди русских в наше просвещенное время все же является уделом патологических невежд и моральных деградантов. А это значит, что большинство русских могут воспринимать и воспринимают армян как единоверцев, симпатизируя и армянской культуре и Армянской Церкви. Армянам же нужно только отличать нормальных, от мракобесов.