Проект армянской церкви в Донецке

Уже готов, и даже утвержден проект церкви в Донецке. Проект подготовлен донецкой архитектурной студией по черновому эскизу армянского архитектора. Безусловно, внешне получился вид храма вполне армянский. Человеку не знающему тонкостей армянской храмовой архитектуры и не сильно чувствующего пропорции, эта церковь может показаться очень даже хорошей. Но, с профессиональной точки зрения, конечно же, картина удручающая. О таких работах в среде архитекторов говорят: "Сделано на коленке". Здесь не только визуализация примитивна, но проект имеет множество проблем, прежде всего в пропорциях здания. И кто в этом виноват? Виноват заказчик-меценат, который не озаботился привлечь к работе компетентного в данной теме архитектора.


Поскольку настоятелем армянской церкви в Донецке служит мой друг - тер Усик Нуриджанян, я из дружеских побуждений, и в целом профессионально болея за дело, решил с согласия, или как принято говорить в церковной среде, по благословению тер Усика высказать свои замечания по образу храма. Тер айр заверил, что мои замечания учтут авторы проекта, и исправят их, дабы при строительстве уже не было имеющихся в проекте проблем.



Первым делом, обратим внимание на колокольню. Бросается в глаза непропорционально высокие колонны относительно купола звонницы и подкупольной части барабана. Конечно, в армянской церковной архитектуре примеры есть самые разные, но ведь всегда хочется стремиться к лучшему варианту. А потому, при сохранении общей высоты уже имеющейся в проекте колокольни, если увеличить высоту подкупольной, т.е. надарочной части за счет укорочения колонн, то колокольня станет выглядеть намного лучше. Вот это изменение в сравнении. Слева как предложено в проекте донецкими архитекторами, справа моя правка:


В таком измененном виде надарочная часть кажется уже излишне высокой, но этот эффект создается из-за слишком маленького подкупольного карниза. Обязательно нужно увеличить карниз купола звонницы, а соответственно и ширину кромки купола. В данном проекте церкви самый узкий карниз как раз на куполе колокольни, и почему это так сделано, не понятно. У колокольни таких размеров карниз купола должен быть не меньше карниза на корпусе церкви:


Кроме этого всего, было бы не плохо сделать колонны ротонды чуть потолще, поскольку даже в укороченном варианте они смотрятся «худыми».

Переходя к куполу самого храма снова приходится обратить внимание на подкупольный карниз. Здесь наоборот, он неимоверно большой, отчего купол смотрится как шляпка гриба, и естественно, оставлять его в таком виде нельзя. Конечно, традиционно подкупольный карниз делается самым большим во всей церкви, но и тут должна быть мера. Данный архитектурный образ храма предполагает купольный карниз чуть более того, что предлагается на корпусе церкви:


Серьезную дисгармонию создают и неимоверно высокие окна купольного барабана. Глядя на предложенный донецкими архитекторами проект, создается ощущение, что купол тут от другой церкви. А потому, конечно же, просто необходимо окна купольного барабана укоротить. Укоротить точно так же, как я предложил укоротить колонны на колокольне, с увеличением пространства над окнами:


На предложенном мной варианте высота окон все равно выглядит больше чем нужно, но это в силу того, что тип оконного проема на барабане и корпусе церкви разный. Непонятно по какой логике на барабане купола окна «заподлицо» со стеной, а на корпусе церкви окна утопленные, но это еще больше наводит на мысль о том, что купол тут из другого проекта. А между тем, было бы очень даже не плохо, если бы и на барабане купола были такие же как на церкви утопленные окна (за ограниченными возможностями редактирования jpg файлов поменяю только центральное окно):


Плохое знакомство донецких архитекторов с армянской храмовой архитектурой привело и к проблемам проекта иного рода. Уклоны кровли элементов храма должны быть подчинены определенной логике. Прежде всего это касается купола церкви. Гармоничным купол получается, если своим контуром он вместе с корпусом церкви, по одной из его сторон, вписывается в «пирамиду». Такая церковь смотрится более цельной. В данном проекте с этим правилом почти угадали:


Но это правило не является обязательным. Это лишь пожелание. Куда важнее гармонизация уровня кровли всех элементов церкви. Вот этот принцип на примере нескольких лучших образцов армянских храмов:


Севан.


Нораванк.


Современная церковь в Джермуке.

А вот два примера моих проектов:



Безусловно, не во всех армянских церквях полностью соблюдено это правило. Но можно отметить то, что именно это делает церковь гармоничной. Соблюдение этого не сложного правила делает здание церкви красивым просто своей общей формой, даже без декора и дорогих материалов. Создается ощущение вознесения ввысь. Но чем сильнее отход от этого простого правила, тем непригляднее церковь, тем больше дисгармонии. Никаким декором, никакими дорогими материалами этой дисгармонии не скрыть.

И вот с этим правилом в проекте донецкой церкви как-то не сложилось. Скорее всего, о нем просто не знали. Посмотрим как это есть у донецких архитекторов, и как оно должно быть:




Уклоны колокольни обычно подчиняются своей собственной логике, поскольку формально она является отдельным сооружением, даже если часть ее кровли связана с церковью:


И последнее, о чем хотелось бы сказать по поводу проекта донецкой церкви — это о ее ступеньках на входах. Как остроумно заметил один из моих коллег: «Бабушка с палочкой туда конечно же вскарабкается, но вот слезть не сможет». Я же замечу, что на такой лестнице неуютно себя будет чувствовать и молодой здоровый человек. Сочетание такой вот круглой формы с серьезной высотой лестницы создает не только некий эффект психологической нестабильности, когда человек не будет себя чувствовать в безопасности (у бабушек будет вызываться головокружение), но и создается реальная опасность свернуть шею, если вдруг кто-то в толпе нечаянно толкнет другого. А что будет зимой при гололеде? Кроме всего прочего, такая лестница при всей на первый взгляд «красивости», на самом деле не сочетается с церковью. 

Даже если оставить в стороне сомнительный эстетический момент, приходится сказать, что такие лестницы просто не традиционны для армянских церквей. Нужно не заморачиваясь о неуместных в таких случаях «изысках», сделать обычные прямоугольные площадки, с раздельными ступенями на три стороны. Я бы даже рекомендовал уменьшить лестницу до 3-х-7-ми ступенек, опустив саму церковь относительно земли. При принципиальном нежелании это делать ради сохранения высокого цоколя (там предполагается цокольный, полуподвальный этаж), необходимо разделить лестницу пополам, сделав посредине пролета дополнительную площадку. И все это обязательно с перилами. И хотя бы с одной стороны не забыть про пандус для инвалидов на колясках!