"Армянская православная часовня" в Армавире

Или национальные страдания "православных армян"


Как знает о том большинство армян, для Армянской Апостольской Церкви Русская Православная Церковь является Церковью-Сестрой. Поэтому верующие ААЦ считают русских единоверцами и духовными братьями. И если судьба забрасывает армян в Россию, в те места, где нет приходов Армянской Церкви, то они без всякой задней мысли идут в Русскую Церковь, воцерковляясь в ее приходах, или, по крайней мере, справляют там обычные для большинства людей минимальные религиозные требы.

Но, как оказывается, есть такие россияне армянского происхождения, что не просто становятся прихожанами РПЦ, но выделяют себя в особую категорию "православных армян", которые принципиально против "неправославной" Армянской Церкви. Есть в этой категории и некоторое, незначительное количество граждан Армении, культурно и ментально оторванных от армянства и завязанных на всем русском, а потому посещающие приходы РПЦ в Ереване (Канакер) и Ванадзоре. Но сейчас речь не о них.

Проблема российских "православных армян" в том, что эти люди, подвергнувшись влиянию "православной" конфессиональной пропаганды, уверовали в древний, созданный еще в Византии деструктивный миф, согласно которому Армянская Апостольская Церковь является "еретической", "раскольнической", "узконациональной" и, как следствие, "отпавшей от Вселенского Православия". Свое фактическое ренегатство эти люди оправдывают тем, что Армянская Церковь неправильная уже тем, что она Армянская, в то время как в настоящей Церкви нет разделения людей на национальности.

Я сейчас не стану рассказывать о глубинных причинах таких ложных, родственных сектантству представлений. Не стану доказывать ни того, что верующие ААЦ не только армяне, но и представители любой иной национальности, ни того, что в этом смысле Армянская Церковь ничем не отличается ни от Русской, ни от Грузинской, ни от Болгарской, ни от какой иной поместной Церкви греко-византийской традиции. Даже не стану углубляться в другие ложные причины, понуждающие людей считающих себя армянами отрекаться от Церкви своих предков. Обо всем этом желающий может узнать во всех подробностях здесь - «ПРАВОСЛАВНЫЕ» МИФЫ ОБ АРМЯНСКОЙ ЦЕРКВИ.

Здесь же архитектурный блог, а стало быть и тема про архитектуру.

Не взирая на то, что т.н. "православные армяне" из РПЦ считают себя пребывающими в "наднациональной Вселенской Церкви", все они остро переживают в своих душах разрыв с народом, к которому себя причисляют. По этой причине их посещают разнообразные этно-конфессиональные фантазии, в которых, если брать по максимуму, Армянская Церковь становится "православной" по греко-русскому варианту. Как минимум, они мечтают организовать внутри РПЦ некий "армянский" филиальчик, где они с "православно-армянскими" священниками могли бы молиться по-армянски, и уже в этом всласть почувствовать себя армянами.

Т.е., на поверку оказывается, что именно эти "православные армяне", которые любят упрекать настоящих армян в мнимой зацикленности на национальном, сами глубоко повернуты на национальной теме. Им для утоления национальной тоски очень нужна хоть какая-то "армянская православная церковь". Идти в настоящую Армянскую Церковь они не желают. Однако, к прискорбию для "православных армян", даже тот минимум с армянскими филиальчиками внутри Русской Церкви не реализуем. Руководству РПЦ не нужны никакие внутренние нацменские подразделения. Они и украинцам-то не дают молиться по-украински, поскольку в "церковно-славянском" языке видят инструмент ассимиляции народов ради "русского мира".

Однако, случился небольшой, но прорыв! Нет, ни ААЦ не собралась принимать греко-русское "православие", ни РПЦ не согласилась на организацию у себя "армянско-православных" приходов.

Успехом "армяно-православия" можно считать разрешение построить "армянскую православную часовню" при Армавирской епархии РПЦ, прямо во дворе Свято-Троицкого Архиерейского собора. Как сообщает местная газета "ПРАВОСЛАВНЫЕ АРМЯНЕ", такое разрешение дал им епископ Армавирский и Лабинский Игнатий - https://vk.com/arm_orthodox_ru. Т.е. предполагается построить во дворе армавирского русского собора небольшое по площади здание в псевдоармянском стиле, в котором могут поместиться несколько человек для индивидуальной молитвы. Ни о каком богослужении в такой часовне речи быть не может, зато для утоления национальной тоски вполне пригодно.

Итак, вот и сам проект часовни, выполненный архитектором Спиридоном Манукяном, который, как утверждают организаторы, сам из числа т.н. "православных армян". И мы можем оценить сие "народное творчество" :))


Сделаем небольшой архитектурный анализ:


В целом, это слезы, а не проект. Но откуда "православным армянам" знать, что такое армянская архитектура? Товарищ "православный" Спиридон посмотрел на картинки с армянскими церквями и сделал имитацию по мотивам армянской архитектуры. Но ведь "православные армяне" - это и есть имитация на все, и на армянство, и на православие. Так почему им и в архитектуре не быть имитацией? Но в этом деле главное то, что епископ проект уже утвердил. Посмотрим, чем дело кончится. Но одно то, что это унылое типа "армянское" убожество будет стоять рядом вот с этими "пряничными палатами" из русской сказки -


- уже вызывает отторжение. Как это будет эстетически сочетаться, я не представляю. Вернее, представляю, но с легким вздрагиванием. О чем себе думал епископ Игнатий, когда соглашался на эту инициативу местных "православных армян"? Он подумал, что сие "зодчество" привлечет к нему все армянское население Армавира?