Армянские церкви в диаспоре

Во все века, в какие бы края не забрасывала судьба армян, они строили свои храмы там, где жили. Это не просто национальная традиция возводить армянские церкви в диаспоре, а скорее духовная потребность народа, для которого Христианство — это цвет кожи. И сегодня, с возрождением веры народа, с тягой армян диаспоры к своим духовным корням, повсеместно в диаспоре строятся наши храмы.

Безусловно логично, что строительство армянских храмов в диаспоре почти всегда начиналось с крупных городов. Где больше община, где больше состоятельных меценатов, тем скорее можно реализовать такое начинание. Но и в относительно небольших городах, и даже поселках могут быть построены и строятся храмы. Главное — наличие армянской общины и неравнодушных, инициативных людей, готовых вложить свои, совсем не маленькие средства в это, прежде всего богоугодное и, во-вторых, патриотичное дело.



Как показывает опыт, часто, человек решивший возложить на себя ответственную миссию инициатора и организатора строительства армянской церкви в своем городе, не знает с чего начинать это дело и с какими трудностями он может столкнуться в процессе. Поэтому, на страницах своего блога я постараюсь описать все возможные вопросы и проблемы, и дать на них по возможности подробный ответ.

Кроме этого, одной из своих задач я вижу ознакомление посетителей блога с армянской культовой архитектурой, с великими классическими образцами нашего храмового зодчества, а также с наиболее интересными (а иногда и наоборот) примерами современных церквей. Естественно, будет даваться архитектурный анализ и комментарий по поводу достоинств или недостатков представленных примеров. Это поможет людям не разбирающимся в тонкостях храмовой архитектуры и строительства оценить тот или иной храм или проект храма, а меценатам, собирающимся заказывать проект у архитектора и строить храм, поможет отличать хорошие, профессиональные проекты от плохих и дилетантских, коих, к великому сожалению, тоже не мало.

Надеюсь этот блог окажется полезным тем, кто интересуется армянской храмовой архитектурой, особенно армянам диаспоры, что собираются строить в своем городе церковь. И если вы собрались строить армянскую церковь и вам нужен проект, то вы попали туда, куда нужно! Заказчик, обратившийся ко мне, может быть уверен, что построенная им по моему проекту церковь, станет еще одним оригинальным образцом армянской храмовой архитектуры, а не ее бездарной имитации.

Впрочем, надеюсь быть полезным и в вопросах церковной архитектуры иных христианских конфессий. Возможно кто-то на постсоветском пространстве захочет построить русскую церковь в древнем византийском стиле, т.е. из камня. Заказчик может быть уверен, что обратившись с этим ко мне, он обратился по адресу. Ведь византийская греко-православная церковная архитектура на самом деле намного ближе армянской, нежели русской. Так или иначе, но тема византийского каменного храма гораздо ближе армянскому архитектору, нежели русскому. Тем более, что построить каменный храм (а не его имитацию) на территории бывшего СССР могут только армянские строители.

Все выше сказанное по поводу греко-православных церквей может быть интересным и римо-католикам с протестантами. Ведь и им не чужд дух древнего восточного христианства, видимым проявлением чего может стать каменная церковь, даже если она построена с соблюдением особых, сложившихся в римо-католичестве и протестантизме традиций.

Архитектор Самвел Макян.